О моменте определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
От Александр Шумейко 18.03.2015 Для блога
Вопрос о моменте определения выкупной цены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может возникнуть у заявителя (гражданина или организации) в случае, если в течение периода времени, определенного законом государственному органу или органу местного самоуправления для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка с приложением всех установленных законом документов, произойдет изменение порядка определения выкупной цены земельных участков и/или изменится их кадастровая стоимость, размер которой влияет на размер выкупной цены.
Например, предположим 20 декабря подходящего к концу года заявитель подает заявление в орган местного самоуправления о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю здание. Согласно ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней с момента его поступления, т.е. не позднее 20 января следующего года, обязан принять решение по поступившему заявлению, в том числе направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с указанием в нем выкупной цены земельного участка. Предположим, что с 01 января наступившего года вступает в действие и подлежит применению новая кадастровая стоимость испрашиваемого заявителем земельного участка, которая больше кадастровой стоимости, действовавшей ранее, применение которой повлечет увеличение выкупной цены земельного участка. Следовательно, у заявителя и уполномоченного органа может возникнуть вопрос о том, какой показатель кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка следует применить при определении его выкупной цены: действующий по состоянию на 20 декабря истекшего года или действующий по состоянию на 20 января наступившего года.
Похожая описанной в примере ситуация возникла у предпринимателя Калининградской области, который 14 июня 2012г. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположено принадлежащее предпринимателю здание, приложив к заявлению все необходимые документы в порядке, предусмотренном действующей на тот момент ст. 36 Земельного Кодека РФ. Рассмотрев поступившее заявление, орган местного самоуправления принял решение об отказе в его удовлетворении. Тогда предприниматель оспорил отказ органа местного самоуправления в арбитражном суде. Процесс оспаривания длился 2 года и закончился в пользу предпринимателя: 07.08.2014г. арбитражный суд признал незаконным отказ органа местного самоуправления в предоставлении предпринимателю земельного участка и обязал орган местного самоуправления принять решение и предоставить в собственность предпринимателю испрашиваемый земельный участок. Исполняя названное решение суда, орган местного самоуправления применил новый порядок определения выкупной цены земельного участка, его новую кадастровую стоимость и выполнил расчет выкупной цены испрашиваемого земельного участка по состоянию на момент принятия своего решения, т.е. на 12.09.2014г., которая составила 1 039 794 рубля, и 17.09.2014г. направил в адрес предпринимателя постановление о предоставлении земельного участка и проект договора его купли-продажи. Получив указанные документы, предприниматель не согласился с выполненным органом местного самоуправления расчетом выкупной цены земельного участка, выполнил свой расчет, определив выкупную цену земельного участка по состоянию на момент подачи своего заявления, т.е. на 14.06.2012г., которая составила 816 387 рублей, и потребовал внесения изменений в принятые органом местного самоуправления документы в части установления выкупной цены. Орган местного самоуправления отказался принять за основу выкупную цену земельного участка предложенную предпринимателем, вследствие чего предприниматель вновь был вынужден обратиться в суд. 05.03.2015г. арбитражный суд Калининградской области принял решение об удовлетворении исковых требований предпринимателя в полном объеме, изменив в направленных органом местного самоуправления в адрес предпринимателя документах цену выкупа земельного участка. Мотивируя свое решение, арбитражный суд указал, что в случае своевременного принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка, предусмотренного законом, предприниматель уплатил бы за этот участок выкупную цену в размере 816 387 руб.
Таким образом, Арбитражный суд Калининградской области поставил точку в споре предпринимателя и органа местного самоуправления, применив правовую позицию, согласно которой выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности должна определятся государственными и муниципальными органами на момент подачи заинтересованными лицами заявлений с приложением к ним всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством, а не на момент принятия уполномоченными органами соответствующих решений.
Теперь государственные органы и органы местного самоуправления, расположенные на территории Калининградской области, обязаны при принятии своих решений учитывать правовую позицию Арбитражного суда по вопросу о моменте определения выкупной цены продаваемых ими земельных участков.