Изменения в земельном законодательстве, касающиеся случаев предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

От Александр Шумейко 22.02.2015 Для блога

23 июня 2014 года Президент Российской Федерации подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания РФ Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предусмотренные названным Федеральным законом обширные изменения в регулировании земельных отношений в РФ касаются правил образования земельных участков при их разделе, выделе, объединении, перераспределении; оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно; правил предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование; случаев обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельные участки, находящиеся в частной собственности; оснований для установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; случаев и оснований использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута; особенностей организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, общественного земельного контроля и многих других.

В настоящей статье речь пойдет о некоторых изменениях, затрагивающих случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно.

Случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно определены в подпунктах 4, 5, 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ в редакции закона № 171-ФЗ. В настоящей публикации рассмотрим правовые нормы, содержащиеся в пп. 4, 5 и 6, поскольку норма права, изложенная законодателем в пп. 7 и применение которой связано с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не претерпела каких-либо существенных изменений и соответствует правовой норме, содержащейся в абз. 1 п. 2 ст. 28 ЗК РФ в прежней редакции.

Правовыми нормами подпунктов 4 и 5 статьи 39.5 ЗК РФ в редакции закона № 171-ФЗ законодателем вводятся новые основания для предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, которые тесно связаны с существующим в земельных отношениях и претерпевшим изменения институтом предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Случаи предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам теперь будут содержаться в ст. 39.10 ЗК РФ в новой редакции (ранее в ст. 24 ЗК РФ).

Согласно пп. 4 статьи 39.5 ЗК РФ в редакции закона № 171-ФЗ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой

Земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием, а согласно пп. 5 — по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в двух предусмотренных законом случаях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, граждане-пользователи по истечении пяти лет безвозмездного пользования имеют право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении таких земельных участков им собственность бесплатно. При этом следует иметь в виду, что такое право согласно закону может возникнуть не у всех граждан-пользователей, а только у тех, которые будут пользоваться земельными участками в соответствии с установленным разрешенным использованием и используемые ими земельные участки расположены в границах муниципальных образований, определенных законами субъектов Российской Федерации как муниципальные образования, в которых земельные участки согласно законам таких субъектов РФ могут предоставляться в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и в которых земельные участки согласно законам субъектов РФ могут предоставляться для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства и при этом эти граждане работают по основному месту работы муниципальных образованиях по определенных законами субъектов РФ специальностям.

Правовая норма, содержащаяся в пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 487-ФЗ предусматривает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно гражданам имеющим трех и более детей. Ранее подобная норма права содержалась в абз. 2 п. 2 ст. 28 ЗК РФ в прежней редакции.

В отличие от прежней нормы права, согласно которой случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно должны были устанавливаться законами субъектов РФ, теперь такие случаи и порядок будут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов РФ своими нормативно-правовыми актами могут установить в качестве условия требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установить возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, наличие или отсутствие у граждан, имеющих трех и более детей, права на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, зависит от содержания нормативно-правовых актов органов государственной субъектов РФ, в которых указанные граждане проживают. При этом следует иметь в виду, что органы государственной власти субъектов РФ могут не предоставить такое право тем гражданам, имеющим трех и более детей, которые не могут в соответствии с Жилищным кодексом РФ быть признаны в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Рассмотренные изменения в регулировании земельных отношений в РФ, вводимые Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014г., вступают в силу с 01 марта 2015 года.