Порядок установления и снятия родителями временного запрета на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации.
От Александр Шумейко 05.07.2020 Для блога
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Статьей 21 этого же Федерального закона установлено, что в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке. Порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, поданных одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Во исполнение указанной статьи 21 приказом МВД России от 11.02.2019г. № 62 утвержден Порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, пришедший на смену Правилам подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2003г. года № 273.
Согласно положениям приведенного правового регулирования при необходимости воспрепятствовать перемещению своего несовершеннолетнего ребенка через государственную границу любой из родителей в упрощенном порядке вправе обратиться с заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о несогласии на выезд его ребенка из Российской Федерации.
При этом выраженное в указанном заявлении несогласие родителя на выезд его ребенка из Российской Федерации не конкретизируется — т.е. не требует указания на конкретные страну или период поездки — и действует, по общему правилу, до достижения ребенком совершеннолетия.
В течение 5-ти рабочих дней ответственный за рассмотрение заявления сотрудник проводит проверку наличия в ведомственном сегменте МВД России системы «Мир» сведений о ранее поданном заявлении либо решении суда о возможности выезда такого ребенка из РФ, вносит по решению начальника подразделения в сфере миграции сведения о заявлении в данную систему, направляет подписанное руководителем территориального органа МВД заявление в департамент пограничного контроля пограничной службы ФСБ РФ для внесения несовершеннолетнего в списки лиц, выезд которых из РФ ограничен.
По окончанию административной процедуры регистрации заявления выезд ребенка за пределы РФ до его совершеннолетия становится возможным только в судебном порядке по иску одного из родителей вне зависимости от того, кем из них такое заявление было подано. Права родителя отозвать поданное заявление действующим законодательством не предусмотрено.
Ранее, до 29.06.2020г., полное снятие установленного в отношении несовершеннолетнего запрета на выезд из РФ было практически невозможно даже в судебном порядке.
Рассматривая споры по искам заинтересованного родителя о возможности выезда его несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации вопреки ранее
установленному запрету, суды оценивали установленный ранее в административной процедуре неконкретизированный запрет на его выезд с учетом целей поездки и исходя из интересов самого несовершеннолетнего, исследовали возможность конкретных поездок ребенка определенной продолжительности и в определенные государства в предполагаемые сроки и, в случае удовлетворения иска, в резолютивной части решения указывали периоды (сроки) выездов, государство (государства), выезд в которое (которые) разрешен, сопровождающее (сопровождающие) ребенка лицо (лица).
29.06.2020г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru было опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2020г. № 29-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 21 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина И.В. Николаенко».
В указанном постановлении Конституционный суд РФ, отметив, что существующая модель правового регулирования является хотя и не единственно возможной или предпочтительной, но конституционно допустимой, поскольку позволяет обеспечить реальное, а не иллюзорное участие обоих родителей в жизни своего ребенка, вместе с тем обратил внимание на следующие его отрицательные моменты.
Так, Конституционный суд РФ указал, что на практике, родитель, с которым постоянно проживает несовершеннолетний, как правило, находится в лучшем положении, чтобы определить, отвечает ли текущим потребностям ребенка выезд его за пределы Российской Федерации, из чего следует, что когда такой родитель настаивает на отмене наложенного в административной процедуре неконкретизированного запрета на выезд и представляет доказательства того, что сохранение в силе этого запрета в полном объеме не отвечает больше интересам самого ребенка, суд не может быть лишен возможности снять этот запрет не только в отношении отдельной поездки (в конкретное государство и в определенный период), но и более широким образом (вплоть до полной его отмены).
Также Конституционный суд РФ указал, что существующий порядок правового регулирования не допускает внесудебного решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за границу и не содержит механизма отзыва ранее заявленного одним из родителей ребенка несогласия на выезд его за границу. Судебная практика по этому вопросу, которую, однако, нельзя считать сложившейся, свидетельствует об отсутствии эффективного механизма его решения во внесудебном порядке даже тогда, когда между родителями ребенка достигается согласие относительно возможности его выезда из РФ.
Приведенные моменты усиливают избыточно ограничительный характер действующего правового регулирования при решении вопросов о возможности выезда несовершеннолетних из Российской Федерации при наличии запрета на такой выезд, установленного по заявлению одного из родителей.
В итоге, признавая часть первую статьи 21 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не соответствующей Конституции Российской Федерации, Конституционный суд РФ обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование порядка решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации в сопровождении одного из родителей. До вступления в силу нового регулирования суды не могут быть ограничены в возможности решить вопрос о выезде несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации не только в части конкретной поездки, но и более широким образом.
Таким образом, после опубликования 29.06.2020г. Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2020г. № 29-П появилась возможность в судебном порядке полностью отменить ранее установленный одним из родителей в отношении несовершеннолетнего неконкретизированный запрет на его выезд из РФ, а после внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование соответствующих изменений возможно появится и механизм внесудебного решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за границу, и внесудебный механизм отзыва ранее заявленного одним из родителей ребенка несогласия на выезд его за границу.